Вторник, 14.05.2024, 04:31Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Виртуальный кабинет химии





Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [4]
Работы учащихся [2]

Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Роль межпредметных интегративных курсов в гуманитаризации образования

Роль межпредметных интегративных курсов

 в гуманитаризации образования

Х. Всем известно, что химия – один из предметов школьного курса, формирующий мировоззрение учащихся, ее необходимость в современном  обществе очевидна, но на ее изучение в базисном плане отводится все меньше и меньше времени. На сегодняшний день в учебном плане на изучение химии отводится 2 часа в неделю в 8-9 классах и 1 (!) час в неделю в 10-11 классе, а  в некоторых школах вообще перешли на изучение объединенного курса «Естествознание» (биология, химия, физика, география). Поэтому на уроках учитель успевает дать только некоторые теоретические знания, неподкрепленные практикой.

 Т.   Такая же проблема есть и в технологии. В соответствии с приказом Министерства образования РФ от 9.03.04. №312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для ОУ РФ, реализующих программы общего образования» рекомендовано: часы учебного предмета «Технология» в 9 классе передать в компонент ОУ для организации предпрофильной подготовки. Поэтому предмет «Технология» на ступени среднего образования  преподается на базовом или профильном уровне по выбору.

На практике это выглядит таким образом: классы, где учатся дети с высокой познавательной активностью, выбирают предметы с научной направленностью, такие как физика, химия, алгебра, которые им пригодятся для поступления в вузы. В результате  обучение учащихся гимназических классов «Технологии» заканчивается в 8 классе, как раз в тот момент, когда дети готовы применять полученные знания и умения на практике, на пике интереса к предмету. Но в  настоящей жизни им не хватает  практических бытовых навыков, овладевая которыми ребенок  понимает смысл того, чем лучше изделие, выполненное своими руками, изделия, купленного  в магазине.

Х. Хотя  школьники занимаются теоретической наукой, но часто сами не осознают пользы и не понимают смысла этих занятий. Снижение интереса к естествознанию вообще и к химии в частности – проблема школьного образования. Трудная, ненужная, опасная, скучная – вот как характеризуют ученики предмет. Престиж науки упал до невозможного предела, а химия – наука серьезная, ею невозможно заниматься кое-как, иногда.

Как же в условиях нехватки времени помочь детям осуществить перенос теоретических знаний в сферу бытовой деятельности? Ведь если ученики будут понимать, когда и как они смогут применить полученные ими знания, то это позволит повысить мотивацию обучения химии. Учащиеся осознают необходимость знаний по химии в быту, а может, и  в будущей профессиональной деятельности.

 

  Т.   В связи с этим возникает проблема - как помочь детям соотнести свои знания и умения с жизненными требованиями, овладеть методами практических действий, развить свои творческие способности?

Мы можем помочь сами себе и ученикам, создавая различные элективные курсы и программы.

Х.   В настоящее время существует множество программ элективных курсов прикладного характера, которые  стимулируют изучение химии, вызывают интерес, учат применять знания в жизни. Есть элективные курсы, связывающие знания по химии с пищевыми продуктами. «Химия пищевых продуктов» (Филинова И.П.), «Питание и здоровье» (Верстина Е.В., Нешетаева Г.В.), «Химия на кухне» (Ширшина Н.В.), «Химия и пища» () и др. Но эти курсы направлены в большей степени на популяризацию знаний по химии, но не связаны с технологией приготовления пищи, они не развивают практические навыки, необходимые в быту.

  Т.    Мы предлагаем учащимся межпредметный интегрированный элективный курс «Вкусная химия», который охватывает два школьных предмета: химию и технологию (один из ее разделов, кулинарию). Как правило, между этими школьными предметами существует большой разрыв. Наш элективный курс поможет учащимся перенести полученные знания по химии в бытовую сферу, а именно в сферу приготовления пищи. Дети смогут связать бытовые действия с научными знаниями, а момент игры, внесенный в занятия, даст новый стимул к познанию. Дети смогут почувствовать полезность научных знаний.

Кроме того, данный элективный курс играет большую роль в гуманитаризации образования. Ведь всякая технология дает путь к искусству, а если этот путь связан с фундаментальной наукой, то знания приобретают целостный характер.

Х.  Помочь ребятам увидеть в технологии связь с фундаментальной наукой, сделать знания более целостными. Предложить ребятам опыт нетрадиционного, оригинального использования знаний по химии, расширить сведения  о возможном будущем профессиональном применении знаний.

         В рамках элективного курса мы предполагаем формировать не только узкие предметные умения и навыки, но и  компетенции,  необходимые им для дальнейшего обучения и будущей жизни:

  • в  процессе изучения теоретического  материала происходит формирование образовательных компетенций:

·         формирование научного мышления: знание состава и свойств органических веществ, входящих в состав пищевых продуктов и понимание химической сущности процессов при приготовлении пищи,

·         формирование критического мышления: ученики приобретают способность анализировать информацию о продуктах питания по этикеткам (качество, свежесть, наличие пищевых добавок, их безопасность для организма), критически оценивать рекламу с точки зрения научных знаний;

·         формирование логического мышления: находить рациональные приемы обработки продуктов питания, правильно готовить, хранить и употреблять продукты питания;

  • в процессе работы над мини-проектами, при выполнении практических заданий формируется и развивается коммуникативная компетенция: способность к взаимодействию в коллективе, к демократическому, толерантному общению, умение полемизировать и быть понятым;
  • информационная компетенция –  крайне важная составляющая гуманитарного образования: владение информационными технологиями, умение работать со всеми видами и источниками информации (средства массмедиа, различная литература, Интернет, электронные библиотеки и коллекции): самостоятельный поиск, анализ и представление выводов или рекомендаций;

 

      Такой курс способствует комплексному и всестороннему развитию способностей учащихся, их личностному росту.

      Тема и содержание  данного курса вызвали интерес у учащихся. Они сказали о полезности данного курса и многие изъявили желание  пройти обучение на данном элективном курсе.

(Научно-методический сборник «Гуманитаризация содержания школьного образования. Из опыта работы МОУ гимназии № 33 г. Костромы» - 2008 год)

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Елена (24.10.2011)
Просмотров: 580 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • КОИРО Кострома
  • Сеть творческих учителей
  • Гимназия №33 г.Костромы
  • Педсовет.org
  • Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 79
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0